XIX ЗНАМЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ. «ПЕТР I И «ОКНО В ЕВРОПУ»: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ»

XIX ЗНАМЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ. «ПЕТР I И «ОКНО В ЕВРОПУ»: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ»

По благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва 9 декабря 2021 года, в рамках XIX Знаменский образовательных чтений в воскресной школе храма Успения Божией Матери прошла работа секции «Петр I и «окно в Европу»: проблемы и их решения».

Руководителями секции были назначены: настоятель Успенского храма протоиерей Николай Ершов, заместитель директора МАОУ «Школа № 20» Михаил Александрович Цветков, директор воскресной школы Прихода Иван Николаевич Ершов.

В работе секции в качестве слушателей приняли участие учащиеся взрослой воскресной школы Успенского храма, студенты НовГУ, педагоги школы № 20 им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель секции протоиерей Николай Ершов: «Знаменательно, что сегодня мы собрались здесь, в стенах бывшего Колмова монастыря, история которого тесно связана с петровской эпохой. В начале XVIII столетия здесь была резиденция митрополита Иова — сподвижника Петра I или, как сам себя именовал владыка в письмах царю, — «богомолец». Этот выдающийся иерарх петровского времени основал на территории Колмова монастыря первый в России приют для «зазорных» детей и сделал много полезного не только для Новгородской епархии, но и для всей России. Петр I очень ценил разноплановую деятельность митрополита и старался поддерживать его начинания на ниве духовного просвещения и социального служения». Отец Николай также пожелал всем собравшимся Божией помощи в предстоящей работе в рамках чтений.

Первым с докладом «Светскость и религиозность в российской истории» выступил протоиерей Игорь Бойцов, настоятель Троицкого собора г. Валдай. Отец Игорь сделал экскурс в историю взаимоотношений Церкви и государства в России в период с XVIII столетия и до настоящего времени. Докладчик описал те последствия церковно-государственных отношений, истоки которых следует искать в реформах петровского времени. Отец Игорь подчеркнул, что особенности понимания царем церковно-государственных отношений легли в основу церковной реформы. В церковной историографии церковная реформа оценивается как неканоническая, то есть противоречащая православным канонам и не имеющая примеров в истории Восточных Христианских Церквей. Образцы будущей реформы Петр мог обнаружить в коллегиальной форме церковного управления протестантских общин Немецкой слободы. Реализация реформ в первую очередь легла на плечи новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

В качестве второго докладчика выступил диакон Андрей Кауров, клирик Софийского кафедрального собора и регент мужского хора Новгородского Духовного училища. Тема его доклада — «Богослужебная гимнография Русской Церкви петровского времени». Отец Андрей рассказал о службах, написанных гимнографами в петровскую эпоху, сделав акцент на две из них. Первая — «Слу́жба благода́рственная Бо́гу, в Тро́ице Свято́й сла́вимому, о вели́кой, Бо́гом дарова́нной побе́де над све́йским короле́м Каро́лом вторы́м на́десять и во́инством его, соде́янной под Полта́вою в ле́то от воплоще́ния Госпо́дня 1709, ме́сяца ию́ня в 27-й день». Вторая — «Слу́жба благода́рственная Бо́гу, в Тро́ице Святе́й сла́вимому, на воспомина́ние заключе́ннаго ми́ра между держа́вою Росси́йскою и коро́ною Све́йскою и пренесе́ние моще́й свята́го благове́рнаго вели́каго кня́зя Алекса́ндра Не́вскаго». Тексты этих служб написаны незаурядными деятелями петровской эпохи Феофилактом Лопатинским и Гавриилом Бужинским. Докладчик отметил имперский и помпезный характер обеих служб и преувеличенные похвалы Петру I, которого авторы богослужебных текстов именуют христом. Правда слово «Христос» в тексте написано с маленькой буквы и в относительном смысле. Образы Давида и Голиафа заняли свое достойное место в службе в честь Полтавской баталии: «Препрославлен еси, Господи Боже наш, даровавый крепость на враги Отечеству нашему, якоже Давиду на прегордого Голиафа». Внимание слушателей привлек тот факт, что оба автора использовали как ветхозаветные, так и новозаветные образы при составлении богослужебных текстов. Отец Андрей на примере стихир ярко и доказательно это проиллюстрировал.

Иерей Игорь Грибов выступил с докладом на тему «Учреждение царской власти в еврейском народе по текстам Священного Писания Ветхого Завета». В конце доклада отец Игорь подвел слушателей к следующим выводам:
1.Библия говорит о том, что царство не является чем-то священным или даром богов. Оно есть сознательный выбор общности людей, которые готовы жить в определенных общественно-социальных условиях.
2.Царь на основании Священного Писания не является сакральной фигурой, потомком богов и т.д. Он — человек, который на момент избрания обладает необходимыми качествами.
3.Обрядовая сторона посвящения в цари говорит о том, что «базовых» качеств не достаточно для успешного царствования, необходима Божия помощь.
4.В случае упорства во зле Бог оставляет за собой право лишить царя его высокого положения, в этом случае на первый план выходит духовное состояние царственной особы.

Лилия (Мария) Алексеевна Лепшина, хранитель Софийского собора и мастер лицевого и золотного шитья представила вниманию собравшихся доклад «Лицевое шитье в синодальный период». Докладчица подчеркнула, что общее направление искусства Синодальной эпохи, вытеснив традиционную икону и лицевое шитье, идет по пути западной, эстетической, чувственной традиции. Появляются новые для восприятия образы, растворенные блеском золота, украшенные причудливыми растительными орнаментами. Новое искусство во многом сужает круг как самих памятников лицевого шитья, так и воспроизводимую на них иконографию. Фактически останавливается разработка новых иконографий.

Ольга Юрьевна Тимонина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого рассказала об образе Петра I в русском народном искусстве. На примере популярного в XVII — XIX вв. сюжета «Мыши погребают кота» Ольга Юрьевна продемонстрировала политический подтекст представленных в нем элементов.

В завершении работы секции директор воскресной школы Иван Николаевич Ершов поблагодарил всех собравшихся за многоплановый экскурс в петровскую эпоху и отметил, что последующим поколениям исследователей предстоит продолжить изучение петровской эпохи: «Однозначно оценивать эпоху царя-реформатора не только невозможно, но и в корне неправильно, поэтому работы по исследованию материала по этой теме хватит на несколько поколений вперед».

Комментирование запрещено