Наши паломничества

В России паломничество на Святую  Землю начались уже в первые времена русского  христианства. Около половины  XI в. побывал в Палестине игумен Варлаам (1062); в нач. XII в. — игумен Даниил, первый русский  паломник-писатель. В эту отдаленную эпоху стал складываться тип «калики перехожаго» (от названия обуви — калиги), который ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отечественным  святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы. Последующие века сохранили записки нескольких паломников, из которых выделяется «Хождение священноинока Варсанофия», содержащее первое русское описание горы Синай, 1461—62 (Правосл. Палестинский сб. Вып. 45. М., 1896). Научно-исторический элемент в повествованиях о Святой Земле и иных других христианских центрах появляется в XVIII в. (у Василия Григоровича-Барского), но особенно — у паломников XIX в., чьи записки соединяют в себе переживания благочестивого сердца и критический  анализ профессионального писателя и востоковеда, — А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид (Кавелин), архиеп. Порфирий (Успенский), А. В. Елисеев, Т. Н. Филиппов и др. В конце XIX в. количество русских паломников ко Святым  местам составляло до 5 тыс. в год; большинство из них пользовались особыми «паломническими книжками», выдававшимися Православным Палестинским обществом. Записки паломников, особенно древнейшие, являются ценнейшими историческими и литургическими источниками. Кроме Палестины (священной страны для христиан, иудеев и мусульман), православные паломники стремились посетить Константинополь (в ср. века), св. гору Афон, итальянский  г. Бари, где со времени Крестовых походов находятся мощи св. Николая Чудотворца. Кроме общеправославных, в каждой поместной Церкви и даже регионе и епархии существуют местные святыни, также привлекающие к себе богомольцев. В Русской Церкви это прежде всего Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад), Киево-Печерская лавра (Киев), Оптина пустынь (у г. Козельска), Псково-Печерский мон. (г. Печоры), Соловецкий, Валаамский монастырь, мощи св. кн. Александра Невского, находящиеся в Александро-Невской Лавре, и  петербургских святых святого праведного Иоанна Кронштадтского и святой блаженной Ксении. Большим почитанием пользуется у многих православных мощи святой блаженной Матроны Московской.
В нашем храме с 2004 года существует традиция пешего крестного хода в Тихвин на празднование Тихвинской иконы Богоматери, совершаемый 9 июля в  Свято-Успенском монастыре г. Тихвина. В последние годы пеший крестный ход заменило велопаломничество, проводимое велоклубом «Паломник». Также в течении года организуются паломничества на автобусах. Прихожане нашего храма любят посещать и местные святыни: монастыри и святые места, связанные с памятью святых угодников Божиих.

Комментирование запрещено