История храма

КОЛМОВО

 Мы настолько привыкаем к тому, что нас окружает, что часто не задумываемся, откуда происходят наши имена и названия тех мест, где мы проживаем.

Колмово – это живописная местность на левом берегу реки Волхов, название которой упоминается в летописях с 14 века. «Колмово» — топоним финского происхождения. Когда-то земли, где мы теперь живем, заселяли угро-финские племена. Слово «Ильмень», например, означает «озеро, делающее погоду», «Мста» — «черная».

В древнерусском языке есть слово «коломище» — могильник. И.И.Срезневский в «Словаре древнерусского языка» отмечает «коломище» в значении «могилище, место могил». В грамоте новгородского архиепископа Макария в Вотскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов 1534 года говорится: «Мертвых, деи, своих они кладут в селах по курганам и по коломищем…, а к церквам, деи, на погосты». И.И. Срезневский предполагает, что слово «коломище» произошло от финского слова kalma – «могила». Кроме того, kolme по-фински означает «три».   

В.П. Строгова проследила судьбу слова «коломище» в современных новгородских говорах и обнаружила два значения: 1) холмистое, гористое место (Валдайский, Мошенской районы), 2) глубокое место в реке (Поддорский район). Оба значения есть в индоевропейском слове «коло»  («двигаться, вращаться») и в старославянском «коло» (колесо) – они сохраняются в словах «коловорот» (водоворот) и «холм» (насыпная возвышенность).

Можно предположить, что когда-то на этих местах были древние погребения. Поскольку наши предки были язычниками, они поклонялись солнцу и создавали сопки, которые символизировали модель мира и состояли из трех ярусов: подземный мир, ствол мирового древа и рай. В рай, по их представлениям, можно было попасть только благодаря очистительному жертвенному огню – поэтому все тела умерших сжигали. Или по воде подземной реки, поэтому кости иногда омывали в воде. Не удивительно, что сопки появлялись на берегу рек.

Первое упоминание Колмово встречается в Новгородской летописи под 1386 годом.  Во время конфликта с великим князем Дмитрием Донским новгородцы в целях обороны решили сжечь пригородные церкви и монастыри, чтобы в них нельзя было укрыться. Среди сожженных храмов упоминается церковь святого Михаила на Колмове. В.Л. Янин предполагает, что монастыря тогда еще в Колмово не было.

УСПЕНИЕ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Креститель Руси св. Владимир построил в 996 году в Киеве на месте некрополя первый храм на Руси – Десятинную церковь, такую же, как в Иерусалиме, и посвятил ее Успению Пречистой Богородицы. Почему же первый храм на Руси был посвящен этому событию?

В речи философа о выборе веры 11 века повествуется о том, какое впечатление на св. Владимира произвел рассказ о Страшном Суде. С кем будет он тогда: с праведниками в белых одеждах, которые предстанут перед престолом Господа,  или среди грешников, которых ожидает геена огненная?  Греческий философ показал св. Владимиру «запону» (завесу) с «судищем Господним». Эта картина заставила киевского князя задуматься о своей конечной судьбе.

Археолог В.В. Седов обнаружил, что уже в середине 10 века близ Новгорода меняется обряд захоронения: вместо сожжения усопших все чаще встречается погребение тела лицом на восток со сложенными крестом на груди руками.  Ожидание Страшного Суда заставляло наших предков отказываться от язычества и принимать христианство.

В христианской традиции Успение Пречистой Богородицы, связанное с погребальным культом, воспринималось как перемещение Пресвятой Богоматери к Божьему престолу. В Послании к Евреям Апостол Павел возвещает учение о воскресении мертвых и суде вечном: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу. Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (6:18-20). Иоанн Дамаскин, создатель Пасхальной службы и праздничных канонов, в том числе на Успение, говорил о том, что для победы над смертью приходит сам Господь – Он вступает в борьбу за свое создание. Верующему дана возможность второго рождения – от Христа. Дана пища вечная и нетленная – в св. Евхаристии. В Евхаристии все становятся причастниками Божества Иисусова и воссоединяются между собой как тело Христово. Царством Божиим на земле становится Церковь. Заступницей за людей, «стеной нерушимой» и «покровом» для верующих является Пречистая Богородица.

СОЗДАТЕЛИ КОЛМОВА МОНАСТЫРЯ

 Через судьбу своей семьи или историю своего храма мы можем увидеть историю нашего края и Отечества. Церковь во имя Успения Божией Матери Колмова монастыря связана с нашей историей неразрывно.

О времени создания храма существуют разные сведения. Известный новгородский краевед В.С. Передольский, а затем московский историк В.Л. Янин убедительно доказали, что это объясняется ошибкой, которую допустил переписчик в Новгородской третьей летописи: он соединил два разных топонима – Колмово и Коломцы. Колмово находится на левом берегу Волхова и примыкает к Неревскому концу Новгорода. Коломцы – это урочище на правом берегу, где была неолитическая стоянка у самого истока реки. В обоих местах возникли монастыри, где были Троицкие храмы. Но в конце 14 века Коломецкого монастыря уже не существовало, поэтому летописец мог перепутать похожие названия.

В Новгородской четвертой летописи говорится, что в 1392 году «Юрьи Онфифорович постави церковь святыя Богородица Успенье на Колмове, и монастырь устрои». Кем же был создатель Успенского храма первоначально, видимо, деревянного?

Благодаря археологическим раскопкам и летописям мы знаем, что Юрий Онцифорович принадлежал к боярскому роду Мишиничей Неревского конца Великого Новгорода.  Наш город создавался из отдельных концов, где были боярские поселения. Неревский конец существовал уже в середине 10 века. Судя по всему, здесь жила одна из первых христианских общин Новгорода. Иоакимовская летопись сообщает, что когда св. Владимир крестил Новгород, в Неревском конце была Спасо-Преображенская церковь.

Над родословной Юрия Онцифоровича работали наши известные историки Арциховский и Янин. Они сумели найти предков создателя храма по летописям и Синодику Клопского монастыря. Отец Юрия Онцифоровича, Онцифор Лукич, был в Новгороде посадником с 1350 по 1354 год, потом сам отказался от степени. Его отец, Лука Варфоломеевич, участвовал в походе на Двину, когда двинские бояре захотели отъединиться от Господина Великого Новгорода, и погиб в этом походе в 1333 году. Его отец, Варфоломей Юрьевич, был посадником и упоминается в летописи и в актах в 1323 году. В 1342 году он был погребен в гробу его отца – Юрия Мишинича – у церкви Сорока мучеников, которая была вечевым храмом Неревского конца.  Его отец, Юрий Мишенич, также был избран посадником в 1291 году. В 1316 году он погиб под Торжком. Кто же был родоначальником этой боярской семьи?

Арциховский выдвинул версию, которую сам же и оспорил. Он видел в родоначальнике Онцифоровичей легендарного героя Невской битвы 1240 года – Мишу: «Никто больше в летописи такого имени не носит, хотя новгородцев Михаилов там больше тридцати. Эта форма имени настолько связана была в 13 веке с этим человеком, что в конце века два боярина, явно его сыновья, носили отчество Мишинич, никогда до этого не встречаемое». Напомним, что Миша – один из шести храбрых мужей новгородских, благодаря которым победа в Невской битве осталась за русскими. О его подвиге рассказывает Житие Александра Невского: «Четвертый – новгородец по имени Миша. Этот напал пеший с дружиною своею и побил римлян три корабля». Правда, Арциховский тут же пишет о том, что в то время был обычай связывать свой род с легендарным именем, поэтому, возможно, это просто семейное предание.

Янин по летописям установил, что три храбрых новгородских мужа, участвующих в Невской битве, в том числе Миша, принадлежали к боярству Прусского конца. Вряд ли, Мишиничи переехали с одной улицы на другую. Конечно, род Миши мог разделиться: один из сыновей остался в отцовском доме, а другой перебрался в Неревский конец. Но Янин предполагает, что боярство Неревского конца связано с другим известным именем в Новгороде – Вячеславом Прокшиницем. Это художник, дипломат, тысяцкий. В 1213 году он завершил строительство храма во имя Сорока мучеников, который заложил его отец Прокша Малышевич, принявший постриг при Варлааме Хутынском перед смертью в монастыре. Видимо, он был примером для детей: все они поступили также. В 1227 году Вячеслав Прокшиниц расписал церковь Сорока мучеников. В 1224 году он принял участие в посольстве новгородцев к князю Юрию Всеволодовичу, с которым у Новгорода возник конфликт. В 1228 году он был избран тысяцким. В 1243 году он умер в Хутынском монастыре, перед смертью принял постриг под именем Варлаам.

Сам Юрий Онцифорович также был хорошо известен новгородской истории. С 1391 по 1417 год он был посадником Господина Великого Новгорода. В 1376 году он сопровождал архиепископа Алексия на переговоры в Москву. В 1380 году он вступил вместе с другими новгородцами в переговоры с Дмитрием Донским. В последующие годы он участвовал в военном походе на Литву, ставил новый каменный город Ям – современный Кингисепп.

Забота Юрия Онцифоровича  об устроении Колмова монастыря отмечена сообщением Новгородской третьей летописи. В рассказе о смерти Юрия (1417 год) приведен список построенных им новгородских церквей: «Того же лета свершены были шесть церквей каменных… святая Троица на Колмове».

 Сын Юрия Онцифоровича, Михаил Юрьевич, также оставил свое имя в летописи Новгорода. В 1421 году он был представителем Новгорода на съезде с Ливонским орденом. Новгородская первая летопись сообщает, что в 1419 году он поставил деревянную церковь «святого Михаила на Колмове».

 В 1423 году строительство Колмова монастыря было продолжено: «И того же лета свершиша две церкви камены: святую Богородицю на Колмове и святого Якова на Лижищи».  Янин по «Сборнику епископа Павла» восстановил имя создателя церкви Пречистой Богородицы: это была вдова Михаила Юрьевича, «Настасья Михаилова». Таким образом, каменный храм во имя Успения Пречистой Богородицы появился в Колмовом монастыре в 1423 году.

Принадлежность Мишиничей-Онцифоровичей к Колмовскому монастырю подтверждает духовная грамота Орины (Ирины), внучки Михаила и Настасьи, правнучки Юрия Онцифоровича. Он была обнаружена В.И. Корецким в фонде Поместного приказа и издана в 1969 году: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Се яз, раба Божия Орина, списа сие рукописание при своем животе. А приказываю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на Колмово, где живет отец мои и мати моя и род мои. А даю землю на Лопи, на Сыроли, и на Каньели, и на Сасари лешие сельца, а тех сел землю, и воду, и ловища, и пожни все без вывета. А другую землю волость даю на Паше и на Табале землю, и воды, и ловища, и пожни тех сел, и лесы, и на Веряжи, и на Островке, и на Любоеже, и на Броннице. А тех сел всех землю, и воды, и пожни, и ловища, и лишние земли без вывета даю в дом святеи Троицы и святеи Богородицы на память роду моему и мне, по владению прадеда моего Юрья Анцифоровиче и по деда моего владенью, даю сю землю и в веки. А на то послух отец мои духовном поп Сава святых чюдотворец Козьмы и Домьяна. А кто се рукописание мое преступит, и яз сужуся с ним пред Богом в день Страшного Суда Божия».

Духовная грамота Орины была составлена в 15 веке. В это время Колмову монастырю принадлежали земли в трех новгородских пятинах: Вотской, Обонежской и Шелонской. В дальнейшем земельные владения монастыря были подтверждены жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 17 ноября 1627 года, которая сохранилась. Затем – грамотой царя Алексея Михайловича от 18 октября 1644 года — она сохранилась лишь частично. В 1685 году монастырские власти просили великих государей – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича – «велеть ис писцовых книг, жалованных грамот на вотчины, дать нам богомольцам выпись по чем нам теми вотчинами владеть». Объясняется это тем, что монастырь был ограблен и сожжен «немецкими людьми». Монастырю была пожалована грамота «великих государей», однако через год в 1686 году монастырь по причине скудности был приписан к Архиерейскому дому. В 1712 и 1713 годах Петр Первый, отмечая богоугодную деятельность митрополита Иова в Колмовом монастыре, определил половину доходов с монастырских вотчин за Онегою, в Олонецком уезде и других вотчинах бывшей «Троицкой Галилейской пустыни».  

 

АРХИЕПИСКОП МАКАРИЙ И КОЛМОВ МОНАСТЫРЬ

 

В 1526 году на кафедру владыки был прислан в Новгород Архиепископ Макарий, который многое сделал и для Успенской обители в Колмово.

Первою заботою святителя было устроить внутренний порядок в монастырях. Монастырей было очень много в городе и в пригороде, а жили по уставу общежития только четыре монастыря: Юрьев, Хутынский, Вяжищский и Отенский. В прочих монастырях было по шести-семи чернецов, которые жили отдельно, питались каждый в своей келии и были обременены разными житейскими заботами. Женские монастыри управлялись игуменами, а богослужение в них совершали монахи. Такое устроение мало соответствовало первоначальным византийским образцам, которым следовали на Руси.  Выступая против отшельнических и смешанных монастырей, архиепископ Макарий, получив согласие от великого князя, созвал к себе в 1528 году настоятелей всех новгородских монастырей и «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы и от вышняя премудрости научением, еже им устрояти общежители, якоже прежни богоноснии отцы написаша». По словам летописца, приняли тогда общежитие 16 монастырей вокруг одного Новгорода, среди которых был и Колмов монастырь. «А егда устроиша общежители, — продолжает летописец, — тогда нача благодать множитися, и все благочиние прибывати и братия в монастыри начаша приходити: идеже было два или три, и ту 12 и 15, а идеже 6 и 7, и ту 20 и 30, а в просих 40 и множае».

Архиепископ Макарий, неутомимый труженик, иконописец и писатель, создатель праотеческого ряда в иконостасе Софийского собора, руководитель работ по написанию Великих Четьи-Миней, многое сделал и по благоустройству монастырей. В 1527 году Успенская церковь Колмова монастыря была возобновлена (обложена), а в 1528 году освящена. В 1530 году по его благословению была заложена каменная церковь с трапезою в монастыре на Колмове во имя Живоначальной Троицы, а в 1533 года она была завершена и освящена по благословению святителя.

Реставратор церкви Н.Н. Кузьмина отмечает, что Успенский храм 16 века сохраняет традиционное для церквей того времени плановое решение: это был квадратный, одноапсидный, четырехстолпный храм. Первоначально в храм вели три входа: в восточную часть храма — с северной и южной стороны, а в трапезную – один вход с запада. Архитектор предполагает, что рядом с диаконником в 16 веке мог находиться маленький придел. Интересно, кому он был посвящен? Отличительной особенностью Успенской церкви были не выделенные в интерьере подпружные арки, слившиеся с коробовыми сводами центрального креста. Такие архитектурные особенности присущи псковским храмам 15 века. Древний храм был создан из гладко обработанного серого известнякового камня. Большой вынос лопаток на фасадах, как в Успенской церкви, отличает обычно храмы домонгольского периода. Лопатки делят фасад (переднюю часть храма) на три части. Каждое прясло заканчивается полукруглым тимпаном закомар. Средние лопатки на западном фасаде не доходили до низа. Они заканчивались уступами в уровне низа окна. Исследования показали, что с западной стороны к церкви примыкал маленький каменный притвор. На южном фасаде к востоку от портала под слоем штукатурки был обнаружен прекрасный каменный вкладной крест – круглый, на ножке, с титлами. Первоначально храм не был оштукатурен.

Была уже в это время и колокольня – В. Духовской пишет, что она была построена в 15 веке.  Надпись на древнейшем колоколе свидетельствует, что архиепископ Макарий помогал отливать и колокола для монастырей: «Божьей милостью пособием и помощью Святыя Живоначальная Троицы лета 7045 (1537) месяца Октября в 1-й день на Покров Святой Богородицы, сделан бысть колокол сей при державе царства Благоверного и Христолюбивого Великого Князя Ивана Васильевича и Государя Всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Владыке Макарии, а делали псковичи Тимофей Андреев да Прокофий».

СМУТНОЕ ВРЕМЯ И ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 Тяжелым испытанием для всего Новгорода и для Колмова монастыря стало Смутное время.

После смерти сына Ивана Грозного, Федора, прервалась династия Рюриковичей. Началась борьба за власть. Слабая Россия привлекла внимание соседних европейских стран, особенно Польско-Литовского государства и Швеции. Не полагаясь на собственные силы, Василий Шуйский, чтобы противостоять польскому вторжению, обратился за помощью к шведам. С этой целью он отправил в Новгород для переговоров своего племянника Михаила Скопина-Шуйского. Возможно, в это время Колмову монастырю был передан колокол, на котором осталась надпись: «Лета…сентября слит бысть сей колокол в монастырь на Колмово ко Святый Пречистой Успению Богоматери при Благоверном и Великом князе Василии Ивановиче и при митрополите Исидоре, повелением раба Б. Василия Семенова Котельника, в воспоминание Варлаама да Василия… Варлаама же по себе и по своих родителех».

   После русско-шведских переговоров, которые проходили в Колмовом монастыре, в обмен на военную помощь Шуйский отдал Швеции Корелу с прилегающими землями. Вскоре к Новгороду подошло десятитысячное войско под командованием Якоба Делагарди.

В сентябре 1610 года в Москву вступили польские войска.

Испугавшись усиления Польши, шведский король приказал Делагарди захватить пограничные русские земли. В марте 1611 года пятитысячное шведское войско захватило Корелу, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов и вплотную приблизилось к Новгороду. Новгородская третья летопись сообщает о Делагарди: «Он лукав сын преступил ополчением прейде реку и ста у моностыря Успенья Пресвятой Богородицы на Колмово, воюя и села пожег».

В Новгороде новым воеводой стал присланный Земским советом боярин Василий Бутурлин. Ему было велено вступить в переговоры с Делагарди о совместных действиях против поляков. Чтобы заполучить Швецию в союзники, Совет всей земли 23 июня 1611 года принял решение об избрании русским царем одного из двух сыновей шведского короля. Бутурлин соглашался на передачу Швеции уже занятых войсками территорий, но тут новгородцы возмутились тем, что за их спиной решается судьба исконных новгородских земель. Поняв, что убедить горожан не удастся, Делагарди, с ведома Бутурлина, решил действовать силой. 16 июля шведы внезапно атаковали город. Горожане пытались оказать сопротивление. Бутурлин ушел из города, ограбив Торговую сторону. Шведы подожгли город. Уцелевшие защитники заперлись в кремле, но, поняв, что сопротивление бесполезно, запросили мира. 25 июля 1611 между Швецией и Новгородом был подписан договор, согласно которому шведский король объявлялся покровителем России, а один из его сыновей становился московским князем и новгородским великим князем.

В России в это время было два правительства: В Москве оно контролировалось Польшей, В Ярославле Земское правительство под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского формировало новое ополчение. Новгородское государство с Земским правительством установило дружественные отношения. После решения Земского собора об избрании на русский престол Михаила Федоровича Романова новгородцы окончательно решают, что «особно Новгородское государство от российского царствования не бывало».

В 1615 году новгородцы отправили в Москву посольство, которое возглавил архиепископ Киприан. Ими была получена от царя тайная жалованная грамота к митрополиту и ко всем новгородцам, в которой государь «их пожаловал и вины им все отдал».

После воцарения Михаила Федоровича Романова в Новгородские земли было послано царское войско под предводительством князя Симеона Прозоровского и Леонтия Вельяминова. Однако силы были не равны, и в монастыре понимали, что только пособием Царицы Небесной можно сдержать врага.

Одна из женщин, находившихся в Тихвинском монастыре, увидела во сне Пречистую Деву, которая повелела обнести Ее икону вокруг обители. (Тихвинская икона Божией Матери считается списком с образа Влахернского храма в Константинополе).  После того, как это было сделано, неописуемый ужас напал на врагов и они, гонимые страхом, в беспорядке бежали от обители.

После этого Делагарди еще дважды пытался захватить Тихвинский монастырь, но оба раза войско его в смятении бежало: шведам казалось, что им навстречу устремляется многочисленное русское воинство. С того времени враги уже не дерзали тревожить обитель.

17 февраля 1617 года в деревне Столбово, между Тихвином и Ладогой, был заключен Столбовский договор, положивший полное окончание Смутного времени на Руси. Знаменательно, что он был подписан перед иконой Тихвинской Божией Матери, столь многократно и дивно помогавшей православным в это тяжкое время.

С этой же иконой послы отправились для освобождения из рук врага Великого Новгорода, находившегося семь лет под владычеством шведов. С неописуемой радостью приветствовал владыка с духовенством Царицу Небесную, «и бысть тишина Российскому царству молитвами Ея». Видимо, в благодарность за заступничество Пресвятой Богородицы в Успенском храме Колмова монастыря сооружен был придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Правда, произошло это, только в 1799 году: указом от 27 октября 1799 года Новгородской духовной консистории был освящен придел Тихвинской Богоматери в упраздненном уже тогда Колмовом монастыре.

После изгнания шведов в Колмове монастыре числились «церковь Успения да трапеза камяна. Келей в монастыре и ограды нет. А пять колоколов взято при послех на пушечный двор». По переписи 1615 года писался в Колмове монастыре один храм Успенский.

В 1627 году митрополит Киприан жаловался царю в грамоте: «А все монастыри и храмы вызжены и разорены. Каменные…разведены на печи и на дымницы, а деревянные храмы развезены на дрова и в конюшни и в поварни».

В середине 17 века, по сведениям архимандрита Макария,  в Колмове был пожар «что в прошлых де годах, в разоренье от свейских, немецких людей…всякие крепости пограблены, а иные в пожаре сгорели». Кроме того, его северные вотчины Ладоги и юга Обонежья были далеки и опустошены. Оскудевший монастырь в 1686 году был приписан к Архиерейскому дому и стал загородной резиденцией для летнего пребывания новгородских владык.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В УСПЕНСКОМ ХРАМЕ

 

С изменением положения монастыря связаны значительные строительные работы, которые начались при Митрополите Корнилии в конце 17 века. Этот владыка стремился восстановить владения Новгородского Софийского Дома в пределах Новгородской феодальной республики – к концу его владычества к святой Софии перешло около 50 монастырей с их вотчинами.  В 1686 году у старой церкви Успения Колмова монастыря были разобраны барабаны и прямо на ней сделана надстройка, включившая в себя кельи митрополита и церковь Вознесения. Сейчас эту надстройку украшает архитектурный пояс. Архитектор Н.Н. Кузьмина при реставрации храма заметила на стене внутренней лестницы, расположенной в верхней части западного сектора храма, эскизный чертеж, который был выполнен острым предметом на штукатурке. Совпадение между чертежом на стене и декоративным поясом храма оказалось очень велико. Это дало ей возможность предположить, что эти графитти — один из наиболее ранних авторских чертежей в России. Архитектурные и конструктивные детали надстройки 1686 года Колмовской церкви очень близки к церкви святого Михаила Иверского монастыря, построенной годом раньше мастером Аверкием Мокеевым.

 Зодчий Аверкий Мокеев был известен как строитель Успенского собора Иверского монастыря под Валдаем и Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Успенский собор в Иверском монастыре создавался патриархом Никоном по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Он соединил традиции византийские, московские и новгородские. Как все новгородские храмы, он был скупо декорирован. Как храмы московского кремля, имел пять глав и шесть столбов. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. Главным декоративным элементом стали двойные окна.

Настоятель Успенской церкви в Колмовом монастыре В. Духовской писал в 1910 году о том, что в 1686 году с запада к церкви была пристроена паперть. С запада были сооружены двухэтажные келии. Над поясом церкви с трех сторон, кроме западной, расположены по четыре окна. В западной половине храма окна устроены в три ряда, так что здание кажется трехэтажным. Нижние окна освещают два придела (бывшую трапезную), повыше маленькие окна освещают весьма узкий проход в стене с трех сторон, кроме восточной, а верхние окна освещают келии, находящиеся над приделами. При перестройке церкви архитектор явно стремился сохранить числовую символику Святой Троицы, которая наблюдается в архитектуре храма.

МИТРОПОЛИТ ИОВ И КОЛМОВ МОНАСТЫРЬ

 

Расцвет монастыря приходится на 17 век. В 1698 году скончался Митрополит Корнилий, и на новгородскую кафедру взошел Митрополит Иов, принявший в Троице-Сергиевой лавре монашество и бывший там архимандритом.

В 1706 году  Митрополит Иов при монастыре основал больницу для инвалидов и первый в России воспитательный дом для сирот и незаконнорожденных детей. Митрополит Иов вел обширную переписку, в том числе и с императором. Петр Первый обратил внимание на эту полезную деятельность Иова и повелел «по его примеру» устраивать в других городах у церковных оград «гошпитали», помещая в них «искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради, отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно помирают, а иные матерями умертвляются, и потому объявить, чтоб младенцев не отметывали, а приносили бы к тем гошпиталям и клали в окно тайно».

В келиях при церкви Успения разместились больничные палаты, трапезная для больных. Рядом с больницей – палатка, куда Иов удалялся для молитвы. Особое внимание Иов уделял детскому дому, который первоначально содержал за счет собственных доходов. Затем царская семья, вельможи присылали деньги, еду и одежду для «найденышей» (так именовал детей из воспитательного дома митрополит Иов).

         Митрополит Иов приказал провести работы по благоустройству Колмова монастыря: был разбит парк, вырыты пруды для разведения рыбы. В Колмово имелось 17 ульев, а в «домовом селе» Королеве находилась молочная ферма, продукция которой предназначалась подкидышам, школьникам, «гошпитальным». В Колмов монастырь «на вечное поминовение родителей» владыка с особой благодарностью принимал вклады и деньгами, и «коровками». Забота Митрополита об обители проявлялась в разных формах. Так, в сентябре 1713 года он обращается и к старорусскому коменданту, и к петербургскому вице-губернатору в поисках «железа белого…на церковные главы в Колмов монастырь». 

С этого времени Успенская церковь соединяется с богоугодными заведениями.

Еще об одной подвижнической деятельности митрополита Иова нужно помнить. В 1706 году его стараниями в Новгороде была открыта школа, в которой стали преподавать специально приехавшие по приглашению владыки афонские монахи-братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Школа работала в двух направлениях: здесь обучали греческому языку, поэтике и риторике и готовили к переводческой деятельности.  Лихуды написали курс богословия и греческой грамматики, сделали многочисленные переводы богословских работ, написали новую редакцию Жития Варлаама Хутынского, куда ввели богословский трактат о Фаворском свете, и мечтали осуществить новый перевод Библии. С этой целью Софроний отправился в Москву: владыка поручил ему привезти типографию. Однако он был оставлен в  Москве преподавать греческий язык в типографской школе. После смерти владыки Иова в 1716 году 83-летний Иоанникий Лихуд уехал к брату в Москву. Но греческая архиерейская школа продолжала работать. В 1727 году в ней числилось 19 человек, из которых 7 были «подкидышами», 6 – крестьянскими детьми, а остальные 6 – из церковного причта. Обучал их греческому языку ученик Лихудов иподиакон Федор Максимов. Правда, лучших новгородских учеников забрал в свою домашнюю школу в Санк-Петербург архиепископ Феофан Прокопович. Один из учеников новгородской школы, Василий Евдокимович Адодуров, как определил Б.А.Успенский, стал автором первой русской грамматики.

По данным Описи 1763 года, составленной перед упразднением монастыря, в Колмово существовали: соборная церковь Успения с келиями и каменная церковь Троицы с трапезной, над которой возвышалась колокольня. Кроме того, упоминаются каменные кельи с жилыми помещениями – старые («ветхие») одноэтажные и другие каменные кельи («длиною на 28, шириною на 4 саженях»).

Церковь Святой Троицы примыкала к колокольне. Теперь от нее ничего не осталось.

 

ВЕРА-МОЛЧАЛЬНИЦА В КОЛМОВО

 Одна из самых загадочных личностей, связанных с Колмовским монастырем, — это Вера-Молчальница. В 1834 году некая странница появилась в Тихвине, поселилась в доме местной помещицы Веры Михайловны Харламовой. Странница пребывала все время в посту и молитве, простаивала все службы в Тихвинском монастыре. Помещик Иван Николаевич М. видел, как в день причастия странница Вера Александровна, стоя в молитвенной позе, в храме была озарена неземным светом. Слух о Божией Благодати, которая снизошла на странницу, прошел по всем окрестностям. Избегая людской славы, Вера Александровна ушла из Тихвина и дошла до села Березовский Рядок Валдайского уезда, остановилась у местного жителя Прокопия Трофимовича. Здесь она собирала детей, учила их молитвам. Странницей заинтересовалась полиция. На вопрос следователя о том, кто она такая, Вера Александровна отвечала: «Если судить по небесному, то я — прах земли; а если судить по земному, я выше тебя». После этого она перестала говорить, наложив на себя обет молчания.

Веру Александровну отправили в новгородскую тюрьму. Здесь она молилась и писала «Плач Богоматери при крестных страданиях Сына Ея Господа Иисуса Христа». Через полтора года молчальницу отправили в дом умалишенных в село Колмово, где она пробыла еще полтора года. Вспоминая это время, она писала: «Мне хорошо там было; я блаженствовала там; благодарю Бога, что Он удостоил меня пожить с заключенными и убогими, — Господь не то еще терпел за нас грешных».

О пребывании Веры Александровны в доме для душевнобольных узнала известная благотворительница графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. В архиве сохранился указ Новгородской Духовной Консистории от 10 апреля 1841 года за № 2139, где говорится, что Вера Александровна помещается в Сырков монастырь за счет графини А.А. Орловой-Чесменской.

Когда игуменья Сыркова монастыря приехала в Колмово за Верой Александровной, молчальница сделала земной поклон перед иконой Спасителя, показывая, что она принимает происшедшее как волю Божию. Затем, обратившись к настоятельнице, Вера Александровна сложила на груди руки в знак смирения и опустилась на колени.

В Сыркове Вера-Молчальница жила в отдельно стоящей келии, молилась и писала иконы. Часто рисовала с детьми, которые любили к ней приходить. Есть известие, что в 1848 году император Николай Первый, будучи в Новгороде, навестил обитель. Государь пробыл у Веры-Молчальницы довольно долго, много разговаривал, при этом молчальница исписала несколько листов бумаги, отвечая на его вопросы. Прощаясь, государь поцеловал у молчальницы руку и сжег на лампаде исписанные листы. 

   Есть предположение, что за именем Веры-Молчальницы в Сыркове скрывалась Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра Первого. Предание гласит, что она, как и ее супруг, не умерла внезапно, а решила покинуть мир, отрешившись от всего земного, и стала странницей, а затем инокиней.

 

УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КОЛМОВО КАК ТЮРЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ

 В 1764 году в Новгородской епархии было упразднено 73 монастыря, в том числе и Колмовский Успенский мужской монастырь. Храм Успения Пресвятой Богородицы был обращен в приходскую церковь. Для священнослужения в нем были определены священник и причетник. Приход Колмовской церкви был соединен с приходом Кречневской церкви, находившейся в двух верстах вниз по течению Волхова. Когда последняя сгорела, Колмовская церковь с причтом и богоугодными заведениями была передана в ведомство на иждивение Приказа общественного призрения. В новгородском архиве можно найти дату этого события — 29 января 1783 года.

Когда разрушилась Троицкая трапезная церковь, точно неизвестно.  В. Духовской утверждает, что в 1824 году после окончательного разрушения эта церковь была упразднена.

Также нет сведений, когда Успенский храм стал тюремной церковью. Можно предположить, что это было связано со строительством большой мощеной дороги, которая в 18 веке соединила Санкт-Петербург и Москву. С этого времени в Колмово стали останавливаться императоры и святители во время проезда через Новгород.

 В 1783 году Екатерина II издаёт указ, по которому повелева­лось «в Новгороде больницу, дома рабочий и смирительный построить в опустевшем монастыре Колмове». Еще до этого указом Петра Третьего по заграничному образцу в Колмове была создана больница для умалишенных.  Затем, видимо, через храм стали проходить этапы заключенных, которых отправляли в Сибирь. По крайней мере, уже в 1834 году среди прихожан храма числятся заключенные Тюремного Замка.

В Государственном историческом архиве Новгородской области в Церковных ведомостях за 1844 год сообщается о том, что к храму относится   «домовая церковь, находящаяся в Тюремном Замке, во имя мученицы царицы Александры, построенная 1839 года, которою заведывает Попечительный Тюремный Комитет, из коего Священник получает 100 рублей».

Кроме того, мы узнаем о воистину подвижнической деятельности священника Успенского храма: «Евфимий Митрофанов Певцов, дьяческий сын, обучался в Новгородской духовной семинарии, а по окончании Богословского курса учения уволен из оной со званием Студента первого разряда 1839 года июля 15 дня, а августа 15 рукоположен в иерея Преосвященнейшим Феодотием Епископом Старорусским сей Церкви. По назначению Гражданского Начальства со дня поступления своего на его место преподает катихизис содержащимся в Тюремном замке арестантом два раза в неделю.  1839 года обращено им к Православной Церкви из раскольников три человека, из секты амазонской один, 1840 года из Лютеранской церкви два человека, из Католической один и один из раскольников, 1842 года из Евреев один, а 1843 года из раскольников один, один из католиков и из лютеран два человека. Вследствие Указа Святейшего Синода, последовавшего 1842 года июля 22 дня, напутствует арестантов, отправляемых в Сибирь, именно наставляет их в правилах веры и нравственности, совершает для них молебствия, нередко и Литургию, и говорит для них поучения своего сочинения. 1843 года января 19 дня Указом Новгородской духовной консистории за № 207 объявлено ему Архипастырское Его Высокопреосвященства Митрополита Благоволение в следствие отношения Графа Бекендорфа за отличное его поведение и ревностное исполнение возложенных на него должностей по Тюремному Замку с обнадежением, что Епархиальное Начальство не оставит в свое время, если он будет продолжать с такою же ревностию служение свое, — ходатайствовать о приличной ему награде. 1843 года резолюцией Преосвященнейшего Леонида Епископа Старорусского и Кавалера был откомандирован для обривизорования Новгородского Духовного Сиротского Попечительства. Грамоту имеет… У него в семействе жена Александра Михайловна… дочь Ольга».

 

УСПЕНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ПРИХОД В 19 ВЕКЕ

В. Духовской в своей работе «Прошлое и настоящее Успенской Колмовской церкви» пишет, что в 1859 году в нижнем этаже западной половины храма напротив придела Тихвинской иконы Божией Матери с левой стороны был устроен полковнической вдовою Екатериной Мизиной придел св. Екатерины, освященный 20 марта 1860 года.

          В 1862 году Успенскую Колмовскую церковь посетил М. Толстой, который обратил внимание на очень оригинальную архитектуру храма:

«В нижнем этаже здания помещается трапеза с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери, здесь потолок с круглым сводом, поддерживаемый двумя столбами. Отсюда в северной стене проведен ход в третий этаж, где устроено шесть келий с камином, двумя русскими и двумя голландскими печами. Из первой келии деревянная лестница ведет под пол во второй этаж, состоящий из узкого перехода, окружающего круглый свод трапезы с трех сторон, кроме восточной… Первая [келия] пустая, в углу ее камин, в восточной стене окно, через которое можно видеть и слышать богослужение, совершаемое в Успенском храме. Посередине пола люк в подполье. Во второй келии в позднейшее время устроены полочки, и на них лежат связки статистических карточек, в углу русская печь. В третьей келии в углу голландская печь, в другом у окна лежат обломки деревянных карнизов и нижние части прежнего иконостаса. В четвертой в углу печь и посередине почти пустые полочки. В пятой в порядке расставлены св. иконы, их немного. Устроители Новгородского музея, взяв множество икон из Колмовской церкви, эти иконы почему-то оставили здесь. В шестой приготовлены полки для книг, у западной стены была большая русская печь, недавно разобранная. За печкою в северной стене, против окна широкая лестница ведет на чердак. На чердаке можно видеть только дугообразные своды для крепления стропил. Описываемые выше келии маленькие, с низенькими полукруглыми потолками, но светлые и удобные…

 В холодной Успенской церкви своды с толстыми железными связами утверждены на четырех толстых столбах. В алтаре, разделенном арками, по древнему обычаю, на три части устроено каменное горнее место, а по сторонам его каменные же седалища для священников. На горнем месте стоит точеное, деревянное кресло древней работы, обитое тисненою золотистою кожею, и посох орехового дерева».

Приход Успенской церкви с течением времени увеличивался: в 1783 году к нему относили экономических крестьян 40 душ при 10 дворах, в 1798 году – 284 лиц мужского пола и 360 лиц женского пола при 11 дворах, в 1815 году —  641 человек при 70 дворах, в 1834 году – 724 человека (статских – 5, рядовых – 4, богадельные – 48, воспитанников – 6, дворовых – 6, арестантов – 6, других – 8), в 1851 году – 820 человек (статские, богадельные, ума лишенные, воспитанники, находящиеся в рабочем и смирительных домах, больные в больнице Приказа Общественного Призрения, арестанты новгородского тюремного замка, новгородская арестантская рота гражданского ведомства).   

В 1865 году был упразднен Приказ общественного призрения и Колмовские богоугодные заведения, церковь Успения с причтом перешли в ведение и на иждивение губернского земства, что привело к улучшению состояния богоугодных заведений при Успенском храме.  В 1866 году здесь была построена новая каменная богодельня и начато строительство нового каменного дома для умалишенных с немалыми для того времени удобствами: были оборудованы духовые печи, проведена вентиляция, сделаны ватерклозеты, ванные, душевые, «проведена свежая вода». Этого еще не было в других больницах. Рядом с храмом проводились работы по осушению земель и разведению садов и огородов.

Из губернских ведомостей известно, что в 1866 году Колмовские богоугодные заведения состояли: из больницы – на 30 мест, дома для умалишенных – на 40, богадельни – на 100 и воспитательного дома на 20 человек. В кельях Успенской церкви, вероятно, с этого времени и до революции располагался архив губернского земства. К концу 19 столетия в устроенной при Колмовской церкви психиатрической больницы – колонии для душевнобольных «было 405 человек обоего поля».

Колония для душевнобольных при Успенском храме была уникальным явлением в России. Первый приглашенный земством врач Э.Ф.Андриолли  установил такие принципы, как «нестеснение» больных, гуманное к ним отношение, занятие посильным трудом. В 1875 году новый врач – Б.А. Шпаковский – продолжил развивать новые принципы лечения душевнобольных. При нем больница была расширена одноэтажной каменной пристройкой в 1882-1883 годах. В 1884 году его сменил Б.Н. Синани (на кладбище рядом с Успенским храмом похоронена его 13-летняя дочь Елена), которому удалось осуществить план реконструкции больницы, решить проблему с некачественной питьевой водой — ее брали из Волхова. По его распоряжению, был вырыт артезианский колодец. Вот как описано это событие в повести Ю. Давыдова «Вечера в Колмове»:

«Заметив доктора, один из землекопов – высоченный, дюжий, с бородой ушкуйника – возвестил гулкой, как у протодьякона, октавой:

— Подземная вода, слепая вода узреет солнышко!

И все перекрестились».

Колония для душевнобольных располагала 75 десятинами земли, скотным двором, конюшней. Здесь имелись мастерские – сапожная, портняжная, швейная, а также кирпичный завод. В колонии действовал принцип добровольности: кто желал, трудился и получал еду сверх обычной нормы. Если в палате больной уходил в свои страшные фантазии, то на поле, в мастерской он подчинялся принципу коллективности и понимал, что здесь каждый зависит от каждого. Была в Колмове дубрава, где гуляли больные и играли дети больничных служителей.

 В конце 19 века в Колмовской колонии неоднократно находился на лечении Глеб Иванович Успенский (1843-1902), писатель, который посвятил свои произведения жизни народа. Он так и не смог, видимо, соединить в себе противоположные чувства: восхищение крестьянином, который в труде находит красоту и поэзию, и ужас, боль от «нравственного расстройства», которое он видел в народной массе.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЗЕМСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

 

В августе 1869 года в деревне Колмово открылась Александровская Новгородская земская учительская школа, которая готовила народных учителей. Она была организована по проекту Ивана Павловича Можайского, инспектора училищ, краеведа, автора стихов для детей. Первые пять лет школа работала как закрытое учебное заведение, а в 1874-м была переведена в Новгород и стала открытой школой.

В первый год ее работы за парты сели 20 учеников из крестьянского сословия, во второй год  — 40 учеников, в третий год – 40 учеников и 2 стипендиата Прибалтийского православного братства. «Новгородские губернские ведомости» сообщали в 1872 году, что  накануне Дня памяти св. Кирилла и Мефодия состоялось испытание: выпускники давали пробные уроки для детей из Колмовской богодельни. Из 12 выпускников отличные знания и умения показали Максимов Петр (Колмово), Тимофеев Фаддей (Новгород) и Емельянов Дмитрий (Новгород), остальные показали хорошие знания.

На праздник, посвященный первому выпуску земской школы, прибыли преосвященный Феоктист, губернатор Э.В. Лерхе, одни из инициаторов создания народных школ в России и всеобщего начального образования барон Николай Александрович Корф. По мнению Н.А. Корфа, народная школа не должна готовить ремесленников или земледельцев, но должна воспитывать людей, а потому и должна сообщать не специальное, а общее начальное образование, необходимое всякому человеку.

Преосвященный Феоктист поставил перед выпускниками задачу воспитывать нравственные начала в народе, приобщая его к Православию. Председатель губернской земской Управы Н.Н. Фирсов назвал выпускников земской школы первыми народными учителями России.

В «Вестнике Европы» (1889, № 12) сообщалось, что Александровская земская учительская школа выпустила в 1887-1888 годах 140 человек, из которых 63% служили учителями начальной школы в Новгородской губернии, 8 – учителями городских училищ, 2 стали священниками, 2 – псаломщиками, 3 оказались на службе в Новгородских земских учреждениях.

 В начале ХХ века здание школы в Колмово преобразовали для обучения детей работников Колмовской больницы. И стали принимать не только детей служащих больницы, но и из окрестных деревень.

Во время Великой Отечественной войны здание школы было разрушено. И только после освобождения города от фашистов  была построена (в декабре 1944-го) школа № 5, где сегодня размещается корпус начальной школы гимназии «Эврика». В конце 1970-х построили новый корпус. Школа № 5 существовала до 1996 года, потом ее объединили с центром интеллектуального развития «Эврика», и это новое учебное заведение получило название – гимназия «Эврика».

 

барон Николай Александрович Корф

 

ИКОНЫ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

 Даже трудно вообразить сейчас все великолепие прежней иконописи Успенской Колмовской церкви. В. Духовской пишет, что иконостас храма был устроен в 1830 году на средства Приказа Общественного Призрения. Прежний иконостас 17 века был разобран и взят в Новгородский музей. Некоторые из икон Успенского храма находятся сейчас в экспозиции Новгородского музея. Например, на деисусной иконе (ок. 1530 года) Варлаам Хутынский изображен в предстоянии перед чудотворным образом Богоматери (зал № 4). К этому же времени относится икона Благовещение (зал № 4). Обе иконы чрезвычайно красивы и находятся в окладе с басменным тиснением. Кроме того, в музее представлен деисусный чин 16 века, в который входит шесть икон: Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел (зал № 5). Эти иконы отличаются от предыдущих техникой (более яркие краски, много киновари, более простые линии рисунка) и отсутствием окладов.

Иконостас 19 века был трехъярусным. Между иконами шесть круглых гладких колонн, поверх которых резные золоченые розетки, над ними карниз и на нем рельефными золочеными буквами написано: «Коль возлюблена селения Твоя, Господь сил, желает и скончавается душа моя во дворы Господни». Средина иконостаса устроена в виде Голгофы, а верх обведен карнизами. По обе стороны от вызолоченных деревянных Царских врат в первом ярусе шли по три иконы: Спасителя Святого Моисея, икона Спаса Нерукотворного, храмовая икона Успения Божией Матери, икона всех Святых, образ святителя Николая Мирликийского и Благоверного князя Александра Невского. Все иконы были в апликовых ризах, украшены позолотой, серебром и бисером. Храмовая икона Успения Божия Матери отнесена архиепископом Макарием к 1303 году и названа чудотворной.

Во втором ярусе, над Царскими вратами, большая полукруглая икона Тайной вечери, а по сторонам в золоченых рамках иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе посередине крест с изображением распятия Спасителя, а по сторонам изображения Божией Матери и Иоанна Богослова. Наверху иконостаса в раме образ положения Иисуса Христа во гробе. Над южными пономарскими воротами надпись: «Вниду в дом Твой Господи и поклоняются ко храму Святому Твоему», — а над северными воротами: «Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней».  

М. Толстой в в 1862 году так описывает иконы Успенской церкви:

«1. Сошествие Святого Духа, на которой вверху изображен Господь Саваоф и Иисус Христос, а под ними Дух Святой в лучезарном сиянии, сходящий на Божью Матерь и апостолов; внизу, в темной храмине, изображение лица в короне и царском далматике с надписью: «весь мир».

2. Святого Василия Амасийского в деянии.

3. Преподобной Марии Египетской в деянии, хорошей работы».

В. Духовской называет среди икон храма следующие: икона Тихвинской Божией Матери, икона Богоматери Одигитрии,  икона Благовещения Пресвятой Богородицы, образ Софии Премудрости Божией. Особенно он выделяет крест кипарисный в металлической оправе, который состоит из нескольких миниатюрных изображений: Распятие, Страсти Христовы, Сошествие Иисуса Христа в ад, на оборотной стороне – двунадесятые праздники. По преданию, этот крест принесен из Иерусалима около 1860-х годов призреваемым в богодельне Семеном Никитиным.

Данных о настенной живописи храма почти не встречается, кроме как о росписи келий при церкви на темы из жизни Петра Первого, сделанной при митрополите Иове.

Иконостас 1830 года просуществовал до 11 мая 1922 года, пока большая часть церковных ценностей не была изъята и передана в Новгородский губернский финансовый отдел. После этого в ночь на 7 июля 1923 года церковь была взломана и обворована, что совсем обеднило ризницу храма. В последующие годы остатки ризницы были утрачены.

 Иконостас храма в настоящее время

С любовью примем посильное пожертвование на новый иконостас

 

ПОДВИЖНИКИ УСПЕНСКОГО ХРАМА

 

Чем всегда был богат Успенский храм, так это людьми. Настоятели церкви очень много делали как для своего прихода, так и для всего города и губернии, а также и для всей страны. Вот имена игуменов Колмова монастыря и годы их смерти:

 

1.     Лев – 1415 год

2.     Илья – 1617 год

3.     Антоний – 1626 год

4.     Сергий – 1646 год

5.     Михаил – 1676 год

6.     Феодосий – 1685 год

7.     Иринарх – 1686 год

8.     Иона Строитель – 1688 год

9.     Антоний Строитель – 1709 год

10.            Н.Н. Игумен – 1764 год.

 Назовем имена известных нам священников и годы их службы в Успенском  храме:

1.     Трофим – до 1788 года

2.     Иван Трофимов – 1788-1811 годы

3.     Михаил Иванов – 1815-1817 годы

4.     Евфимий Антонов – 1828-1839 годы

5.     Евфимий Митрофанович Певцов – 1839-1846 годы

6.     Александр Васильевич Катков – 1846-1848 годы

7.     Георгий Михеевич Спасский – 1848-1859 годы

8.     Иона Дмитриевич Токаревский – 1859-1861 годы

9.     Петр Иванович Селигерский – 1861-1863 годы

10.            Кузьма Иванович Рябовский – 1863-1869 годы

11.            Петр Семенович Николаевский – 1869-1875 годы

12.            Иоанн Иоаннович Соколовский – 1875-1894 годы

13.            Владимир Иванович Духовской – 1894-1919 годы

14.            Николай Семенович Медведский – 1919 – 1928 годы.

Александр Васильевич Катков, посещая больных в Колмовской больнице, заразился холерой и умер в возрасте 29 лет.

Петром Семеновичем Николаевским и членами Колмовского Успенского попечительства при Успенской церкви учреждена была община сестёр милосердия по уходу за болящими и престарелыми.

Преемник Николаевского, Иоанн Иоаннович Соколовский, был священником и законоучителем в земской школе. Во время выполнения своих обязанностей в больнице для умалишенных он получил травму: один из больных напал на него и нанес увечье. В результате священник частично лишился слуха, но продолжал нести службу.

В 1891 году псаломщик Успенской церкви Семен Павлович Медведский на свои средства организовал при храме школу грамотности. Сначала он стал создавать местный детский хор. Но на воскресных спевках выяснилось, что дети не знают и не понимают молитв, а также не умеют читать. Тогда Семен Медведский стал обучать их грамоте. Вскоре приходская школа грамотности (первая ступень начального церковного образования) насчитывала 32 мальчика и девочек. Дети не могли разместиться на втором этаже храма. Родители, объединив усилия, построили для школы отдельный дом по Санкт-Петербургской дороге. В 1895 году Колмовская школа грамотности была преобразована в церковно-приходскую школу (вторая ступень начального церковного образования).  Первый бескорыстный учитель Колмовской Успенской школы был поставлен в диаконы. Он не только продолжал вести занятия по программе церковно-приходской школы, но сверх того ввел нигде до того не практиковавшиеся уроки рукоделия: он обучал мальчиков переплетному мастерству, а его дочь Евгения вела занятия по рукоделию с девочками.

Многое сделал для благоустройства колмовских богоугодных заведений и больничных кладбищ Владимир Иванович Духовской, овдовевший в 1898 году.  В архиве сохранилась его переписка с духовной консисторией вплоть до 1917 года, свидетельствующая о его активной деятельности.  Он добился разрешения хоронить на кладбище при церкви умерших в больнице священнослужителей. Так, 20 сентября 1903 года в Колмовской психиатрической больнице скончался и был погребен на местном кладбище священник Чуровской церкви Череповецкого уезда Алексей Амфианович Братолюбов, 34 лет от роду. Новгородские Епархиальные ведомости сообщили об этом так: «Одиночество по смерти горячо любимой молодой супруги привело его к недугу, а последний в Колмово, откуда Бог не судил ему возвратиться».

21 октября 1901 года  Владимиром Ивановичем Духовским  было открыто земское начальное училище для обучения детей служащих при больнице.

К 15 августа 1910 года им был выпущен в Новгородской губернской типографии труд «Прошлое и настоящее Успенской Колмовской церкви, Новгородской Епархии, по поводу 600-летия со времени устройства и ея освещения», в котором были использованы ныне не сохранившиеся архивы Успенской церкви (дата основания храма была ошибочно указана архимандритом Макарием в историко-археологическом описании Новгородской губернии).

В феврале 1917 года  на территории Колмовских заведений, рядом с церковью, создаётся ла­зарет для раненых воинов. Он представ­лял собой большую палатку, над которой развивался красный крест. За два года, вплоть до 1917, через этот лазарет прошло около 200 больных. Новгородский Епархиальный Комитет за подвижничество Владимира Ивановича Духовского наградил его орденом св. Анны III степени. В рапорте, ходатайствующем о награждении, так говорится о деятельности настоятеля Успенской церкви:

 «Эти несчастные воины, контуженые или парализованные ужасами войны до помрачения рассудка, более жалки, чем просто раненые или убитые. Они страдают и телом и душой. Понятно, они заслуживают особенного сочувствия и внимания. И, быть может, из всех средств облегчения их горестного положения могучим средством является доброе и ласковое обращение с ними, умение понять их и утешить. В этом отношении ревностная пастырская деятельность священника имеет огромное значение. Известно, что во время войны религиозность православных воинов сильно увеличилась, и в священнике, как носителе религиозного удовлетворения и как орудия благодатного милосердия Божия, они видят своего близкого друга, отца-утешителя. Как от врача-психиатра, так и от священника, обращающегося с душевнобольными, требуется особенное искусство, умение беседовать с ними, требуется особый склад характера и чуткость сердца, чтобы благотворно действовать на разбитые нервы, на больную душу человека, чтобы ободрить унылого, упрочить надежду на выздоровление или усмирить озлобленное настроение. О. Владимир Духовской, понимая значение своего пастырского долга и обладая качествами доброго пастыря, ревностно старается внести свет религиозного упования, влить струю мира, трепетания и радости в мрачную душу душевнобольного человека: часто посещая душевнобольных воинов, он беседует с ними, читает им духовные журналы, книжки, раздает им молитвенники, листки духовного содержания, дарит им просфоры и открытки с видами Новгорода, более крепких силами привлекает в храм на богослужения, особенно к литургии и вечерне с акафистом Успения Божией Матери, молится о выздоровлении их (поименно), ведет после акафистов неопустительные беседы и всех располагает к более частому приобщению св. Таин. К сожалению, совершение акафистов и вообще продолжительность богослужений в помещении лазарета, среди больницы оказалось неудобным, ибо оно вызывало в нервно расстроенных истерические рыдания, а озлобленно настроенных приводило в возбужденное состояние. Совет врачей, признавая и уповая благотворности пастырского влияния и удовлетворения нужды душевнобольных, оказывает о. Владимиру содействие в его деятельности и, между прочим, ввел под строгим надзором врачей особые дежурства низшего и среднего персонала служащих, сопровождающих больных в храм.

Треть больных воинов безнадежна, а большинство значительное поправляется. Многие из них при выписке заходят к о. Владимиру попрощаться и поблагодарить его за заботы и молитвы и получают от него в благословление Евангелие или другую книжку. Такая ревностная, безвозмездная и полезная деятельность о. Владимира Духовского по лазарету Красного Креста, при сложном труде, при многочисленных требоисправлениях (до 30 погребений в месяц, почти ежедневных напутствованиях больных), при неопустительном и успешном преподавании Закона Божия в школе (18 уроков), — причем он на свои средства оклеил комнату для учительницы в церковной школе, устроил в ней плиту и обеспечил школу отоплением на местные средства, — побуждает меня покорнейше просить Новгородский Епархиальный Комитет в поощрении о. Владимира Духовского ходатайствовать о награждении его следующей очередной наградою, орденом св. Анны 3-й степени. Благочинный Первого Новгородского округа Священник Алексей Успенский. 1917 года Февраля 9 дня».    

Но ведь это только письменные свидетельства, дошедшие до нас. Сколько же сделано ими, подвижниками Успенской церкви, известными и неизвестными нам?! Вечная им память и со святыми упокой.

О. Николай Медведский с матушкой Прасковьей и детьми у стен своего дома в Колмово.

Настоятель церкви Успения Божией Матери в Колмово с 1919 по 1928 гг.

О.Николай Медведский с матушкой Прасковьей

 

ОБЩИНА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

  

Первой российской общиной сестер милосердия была Санкт-Петербургская Свято-Троицкая община, основанная в марте 1844 года. В Москве община сестер милосердия возникла в 1848 году. В основе общин лежала идея о том, что «служение сестер милосердия невозможно без личного подвига во имя любви к Богу и ближнему, если человек отдает себя всецело, бескорыстно и беззаветно». В годы Крымской войны великой княгиней Еленой Павловной была создана Крестовоздвиженская община, которой руководил Н.И. Пирогов. В 1867 году была создана община Красного Креста  — Общество попечения о раненых и больных воинах, которое готовило сестер для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время.

И вот 14 сентября 1870 года в Новгороде, в день Воздвижения честного и животворящего креста Господня, попечительский совет принимает устав общины сестер милосердия церкви Успения Пресвятой Богородицы, в котором  написано: «Сестры означенной общины будут посвящать все время своей земной жизни, на которое дадут обет служения, уходу за болящими, воспитанию сирых и призрении престарелых. В случае же если Царю и Государю Освободителю нашему благоугодно было послать верные полки свои на врагов земли Русской, исполняя на поле битвы христианское свое служение». В этом же уставе был утвержден Совет общины сестер милосердия, в который вошли Елизавета Владимировна Лерхе, Надежда Васильевна Отто, Ариадна Александровна Блок, Мария Осиповна Буяльская, а также Григорий Михайлович Коковцев, Николай Николавич Фирсов, Павел Павлович Храповицкий, Яков Иванович Журавлев и настоятель храма Петр Семенович Никольский. Елизавета Владимировна Лерхе была супругой новгородского губернатора, а Ариадна Александровна Блок – женой председателя палаты доходов и налогов. Ариадна Александровна, урожденная Черкасова, дочь псковского губернатора, — бабушка поэта Александра Александровича Блока (1880-1921).

24 ноября 1873 года в Новгороде была учреждена Екатерининская община сестер милосердия. Сестры работали в земской больнице, в военном госпитале, в мастерских общины по производству госпитальных вещей. Они помогали больным во время эпидемий тифа и холеры. Во время русско-турецкой войны Новгородским местным управлением РОКК был организован подвижной лазарет, который находился в селе Рахны в Яссо-Кишиневском районе.

Сначала община сестер включала в себя 10 человек. В 1877 году в распоряжении новгородского Красного креста находились 23 сестры, среди которых были сестры милосердия, сестры Красного Креста и «приходящие сестры». В 1906 году Екатерининская община сестер милосердия насчитывала уже 50 человек и готовила сестер милосердия для ухода за ранеными и больными воинами.

Когда началась первая мировая война, община стала базой подготовки фронтовых сестер. Кроме госпиталей, открывались лазареты при монастырях – Колмове, Юрьеве, Мало-Кирилловском Покровском и других. Среди сестер милосердия в Кирилловском монастыре оказалась сестра Александра Блока по отцу – Ангелина Александровна Блок. Вместе с матерью она была прихожанкой Леушинского подворья, основанного под Санкт-Петербургом бывшей насельницей новгородского Покрово-Зверина монастыря Игуменией Таисией. Эта хрупкая девушка, несмотря на болезнь, продолжала ухаживать за больными, пока сама не слегла от воспаления мозга. После ее погребения в монастыре в марте 1918 года митрополит Арсений написал матушкам, что Господь ее взял к Себе, потому что она была готова к вечной жизни. Александр Блок посвятил своей сестре цикл «Ямбы» (1919) – видимо, для него она стала примером того, как можно воплотить свои идеалы в действительность:

                    О, я хочу безумно жить:

                    Все сущее – увековечить,

                    Безличное – вочеловечить,

                    Несбывшееся – воплотить!    

Ангелина Александровна Блок

 

КОЛМОВО В 20 ВЕКЕ

 

История бывшего Колмовского монастыря продолжается в 20 веке.

В начале 20 века в прихожанах Успенской церкви числятся 612 пациентов, 172 служащих Колмовской психиатрической больницы, 40 дворов деревни Колмово и 30 дворов деревни Кречне. В отчете 1906 года упоминаются 453 больных мужского пола и 247 больных женского пола.

К началу 20 века относится сооружение новых каменных зданий больницы: для кухни, неопрятных больных, проживания служащих. Все три постройки сохранились. Для строительства двухэтажного здания кухни был использован кирпич от разобранного моста в Бронницах (Бронница раньше была землей Колмова монастыря).

Значительно труднее стало после закрытия богадельни: по распоряжению администрации города больница для душевнобольных вынуждена была принимать  заключенных и ссыльных, которые нарушали режим больницы. Когда в больнице начиналась эпидемия тифа, возникали проблемы по изоляции инфицированных больных. Так, самоотверженно во время эпидемии 1913 года работала в больнице врач Ольга Васильевна Передольская, дочь новгородского краеведа.  

В докладе председателя губернской управы Новгородскому Губернскому Собранию за 1913 год говорится о трудном бытовом положении священнослужителей Успенской церкви: «Помещение, в котором живет притч Колмовской церкви, еще в прошлом году было признано комиссией мало пригодным для жилья. Притч Колмовской церкви, который удовлетворяет духовно-нравственные потребности больных Колмовской психиатрической больницы и наряду с другими служащими подвергается риску при обслуживании душевнобольных, не имеет выслуги пятилетних прибавок. Нам казалось, было бы необходимо сравнять священника и псаломщика в этом отношении со средним персоналом, назначив им пятилетние 10 % прибавки».

После октябрьской революции 1917 года в Колмово некоторое время жил бывший премьер-министр Временного Правительства Александр Федорович Керенский (1881 – 1970 годы).

В трудные годы гонений на Церковь, в 20-30-е годы, Успенский храм продолжал оставаться действующим.

После революции в 1924 году в больнице насчитывалось 170 коек. Однако в 1931 году, по докладу врача Романова,  больница насчитывала уже 236 коек и могла быть расширена до 600. В 1940 году в больнице было 600 человек.

После 1932 года Успенская церковь была закрыта, однако подвижническая деятельность медперсонала больницы продолжалась.

В 1941 году психиатрическая больница с полным составом больных оказалась во фронтовой полосе. Медицинский персонал не оставил своих пациентов. Осенью 1941 года по распоряжению коменданта г. Новгорода капитана Руфо был арестован весь обслуживающий персонал Колмовской психиатрической больницы. Врачей и сестер отправили в Григорово, где они были расстреляны зондеркомандой СС только за то, что работали в больнице. В Книге Памяти сохранилось четыре имени расстрелянных: Николай Афанасьевич Егоров, Михаил Иванович Соколов, Екатерина Николаевна Богданова, Иван Фомич Чумаков.     

В это время в больнице было 827 больных. В течение ноября-декабря все они были умерщвлены: 200 человек были отравлены посредством введения уколов отравляющей дозы скополамина, остальные 627 человек погибли голодной смертью.

Затем на территории бывшей колмовской больницы был создан лагерь для военнопленных. В сборнике сообщений чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков сообщалось о том, как содержались заключенные в новгородских концлагерях: их пытали, расстреливали падающих с ног во время работы, морили голодом.

 Перед освобождением Новгорода почти  тысяча заключенных Колмовского лагеря были расстреляны и сброшены в ямы рядом с храмом. Большинство из них были солдатами печально известной Второй ударной армии, которую считали предательской.

В Книге Памяти говорится, что в момент освобождения Новгорода в нем не оказалось ни одного жителя – только через несколько дней сюда стали приходить вышедшие из леса люди – их было около 30.

Успенская церковь была разрушена, обезглавлена: исчез купол с крестом. Пострадала колокольня, был поврежден главный корпус психиатрической больницы.

В послевоенные годы в храме был размещен склад управления связи, а в колокольне – морг.

К началу 70-х годов состояние храма и колокольни значительно ухудшилось: были утрачены перекрытия, обрушилась часть сводов второго этажа, частично обвалилась кладка карнизов, имелись значительные утраты кровли как на церкви, так и на колокольне. Научно-проектные работы по восстановлению храма начались в 1970-71 годах под руководством Т.В.Гладенко. С 1971 года под руководством Н.Н. Кузьминой исследовательские работы были продолжены, а с 1976 года началась реставрация. Реставрационные работы выполнялись Новгородской специальной научно-реставрационной мастерской на средства Министерства культуры России. Долгое время было неизвестно, каково будет назначение отреставрированного храма. Одно время в нем хотели разместить музей здравоохранения. В 1991 году работы пришлось прекратить из-за нехватки средств. В 1995 году сгорел шатер колокольни, медную кровлю стали разбирать лица без определенного места жительства и работы. Только в 1997 году было принято решение о возобновлении Успенского прихода, и вскоре церковь была полностью отреставрирована.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Новейшая история Успенской церкви начинается 31 августа 1997 года, когда после ремонта, в трапезной храма по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, Архиепископа Новгородского и Старорусского, было возобновлено богослужение. Владыка предоставил начальный капитал для строительства и постоянно курировал все строительные работы. Указом владыки Льва настоятелем храма назначен священник Николай Ершов, который когда-то учился в Литературном институте, потом служил заведующим библиотекой Санкт-Петербургской Духовной Академии. 26 сентября 1998 года восстановленная церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена.

В наши дни возрождаются духовные традиции Колмовского Успенского монастыря. С 1997 года настоятель церкви Николай Ершов занимается душепопечением пациентов Новгородской областной клинической больницы, примыкающей к комплексу зданий Колмовского монастыря. Работая в тесном контакте с медицинским персоналом больницы, отец Николай каждую неделю приходит для духовного окормления больных. Вместе с ним община сестер несет послушание в больнице. Сестры помогают больным подготовиться к Исповеди и Причастию, напоминают заповеди Божии, разъясняют значение церковных Таинств, отвечают на многочисленные вопросы. Сестринская община насчитывает около десяти человек. Это люди разных возрастов, занятий и семейного положения. Есть среди них воспитатели, медицинские работники, преподаватели, пенсионеры. Сталкиваясь с чужой болью, они пытаются ее разделить, облегчить страдания человека добрым словом и чувствуют, что их помощь возвращается дающему. Есть среди сестер те, у кого родные служили когда-то сестрами милосердия в госпитале во время первой мировой войны.

При церкви работает детская и взрослая воскресная школа, которая сейчас располагается на втором и третьем этажах храма.  Действует силами учащихся воскресной школы кукольный театр. В храме работает студия берестоплетения, иконописный класс, мастерская лицевого и золотного шитья.

студия берестоплетения «Березка»

руководитель Владимир Михайлович Ершов

 

иконописный класс

руководитель Сергей Васильевич Куропаткин

 

мастерская лицевого и золотного шитья

руководитель Мария Алексеевна Лепшина

 

На Рождество в храме ставится спектакль, проводится елка для детей и приготовляется очень вкусная и красивая пряничная избушка для детей прихода.

 

Каждый год в день памяти св. Никиты Новгородского в Успенскую церковь приходят гости – участники Международной научной конференции «Духовные начала русского просвещения и искусства». По сложившейся традиции прощальная трапеза участников Никитских чтений проходит в Успенской церкви.

Каждое лето от воскресной школы  Успенского храма действует православный лагерь. Участники лагеря трудятся в Михаило-Клопском и Иверском монастыре, отправляются в речной поход по Ловати, Мсте, Вишерке и другим новгородским рекам. Труд и общие молитвы объединяют ребят разных возрастов – от 7 до 15 лет.  Обычно в последние годы к лагерю Успенской церкви присоединяются кадеты из школы-интерната под руководством В.С. Мартышина с. Ивановское Ярославской области.

В продолжении традиции, существовавшей в Успенской церкви, с 2004 года по настоящее время в период с 3 по 9 июля прихожане церкви Успения Божией Матери совершают Крестный ход в город Тихвин на праздник Тихвинской иконы Божией Матери, заходя по пути в Дымский монастырь на праздник Преподобного Антония Дымского. В последние два года 2010 и 2011 крестный ход заменил паломнический велопоход.

велопаломники с настоятелем Анониево-Дымского монастыря

игуменом Игнатием Бузиным

В настоящее время настоятель Успенской церкви отец Николай также преподает в Духовном училище.

 

«Благословение Господне на вас»

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование запрещено