Роль, значение и проблемы современной приходской золотошвейной мастерской.


20-22 февраля 2013 г.

Международная научно-практическая конференция«Церковное шитье в современной жизни православного храма». г. Боровск.


В Древней Руси создавались гармоничные цельные интерьерные и экстерьерные церковные ансамбли. «Это чувство целостности было естественно и непосредственно развито у наших предков»[i]. В церковном пространстве храма издревле можно было наблюдать очень большое количество различных тканей. Все эти предметы из текстиля, как правило, были покрыты шитьем: лицевым или орнаментальным. Они имели прикладное значение, и служили для того, чтобы прикрыть, защитить, оберечь святыни, но соприкасаясь с ними, сами становились священными предметами. Например, ткань, покрывающая Святые Дары, сама по себе символична, но изображения, вышитые на ней, дополнительно указывают на их сакральное значение.


«Несмотря на высокие материальные затраты и длительные временные сроки, требовавшиеся для изготовления предметов лицевого шитья, мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных монастырях. Они были также устроены в разном количестве практически во всех храмах Руси»[ii]. Это обстоятельство может указывать на то, что востребованность церковного литургического богослужебного шитья была весьма велика. Век XIX и начало XX  донесли до нас немало богослужебных вышитых тканей, которые, возможно не имеют высокохудожественного значения и выполнены, скорее всего, в небольших приходских золотошвейных мастерских.


В современное время возрождения духовной жизни, возрождаются и утерянные традиции церковного искусства, в том числе и церковного шитья.  «Появление иконописных и золотошвейных мастерских при духовных учебных заведениях дает очень важную богословскую и духовно–практическую базу, необходимую для правильного понимания и воплощения в новых формах церковного искусства»[iii]. К сожалению, далеко не все выпускники подобных учебных заведений находят себе работу по специальности. Как и в прежние времена, занятие церковным шитьем предполагает вкладывание значительных материальных средств. Помочь в такой ситуации может только богатый меценат, коих сейчас не очень много на Руси, или же — содержание небольшой мастерской может взять на себя приходской храм или монастырь. В рамках данного сообщения будем рассматривать  роль, значение и проблемы именно современной приходской золотошвейной мастерской.


Итак, ролью и задачей мастерской при храме, как в древности, так и сейчас, является обеспечение ризницы необходимыми богослужебными тканями. В современное время компьютерных технологий самый быстроокупаемый способ решения этой задачи, является, пожалуй, приобретение компьютерного вышивального аппарата. С его помощью ризница достаточно быстро обогатится предметами шитья, несложными по исполнению. Ручное же «настоящее лицевое шитье является дорогостоящим и непростым в плане исполнения направлением церковного искусства, но это не должно становится причиной отказа от масштабных работ, которые создаются на века»[iv]. Приходские мастерские могут изготавливать как небольшие, так и монументальные предметы шитья.


Какое же значение несет в себе приходская золотошвейная мастерская, помимо практического и функционального? Попробуем ответить на этот вопрос. Мастерская — это прежде всего, люди, которые в ней трудятся. Проведя небольшой опрос среди вышивальщиц двух приходских мастерских,  можно сделать заключение о том, что для приходской общины содержание золотошвейной мастерской является некоторым показателем статусности и основательности. Настоятели храмов более заботятся о душепопечении своих творческих чад. Для самих же вышивальщиц занятие церковным шитьем представляется в первую очередь возможностью потрудиться для благоукрашении церкви, тем самым работая  для спасения своей души. Вторым, важным значением вышивальщицы считают возможность саморазвиваться, получая профессиональные навыки и улучшая качество шитья.


В небольших приходских мастерских существует ряд проблем, которые требуют решения для нормального функционирования, как самой мастерской, так и трудящихся в ней вышивальщиц.  Первой проблемой является помещение и оборудование мастерской. Почти всегда это комнаты малопригодные для занятия тонким лицевым шитьем. Построить отдельное светлое помещение приходской храм не может по ряду причин: материальных, отсутствием разрешения на строительство, если храм находится в историческом месте, отсутствием необходимых земельных участков и других. Как правило, приходская община не может позволить себе содержать штатных вышивальщиц. Из этого вытекает следующая проблема: малочисленности вышивальщиц и катастрофической нехваткой времени у тех, кто все же решил посвятить часть своей жизни занятию церковным шитьем. Следующей проблемой небольшой мастерской является отсутствие постоянного и достойного финансирования. В основном, мастерская существует на средства прихожан и не может позволить себе дорогостоящие материалы, используя более дешевые, что значительно ухудшает качество и долговечность шитья. Одной из самых трудноразрешимых проблем можно назвать отсутствие у вышивальщицы специального художественного образования, что влечет за собой ошибки в композиции и цветовом решении предметов. «Фрагментарность мышления, увлечённость самим процессом вышивания, отсутствие чувства меры – проблемы современных мастериц. Не находясь в соответствующей творческой среде, некоторые из них, создают вещи сами по себе красивые, но неорганичные в храме. Целесообразность нахождения вышивки на том или ином предмете богослужения или облачения – вопрос, также требующий внимания»[v].


Существует также трудность при самообразовании и саморазвитии вышивальщицы.  Пути для решения этой проблемы несомненно есть. Можно и нужно посещать музеи, выставки, конференции, изучать специальную литературу, просматривать сайты и форумы по интересующему предмету, но на все это, как правило, не хватает времени, потому что помимо шитья приходская вышивальщица большую часть своей жизни отводит на основную работу и семью. По этой причине, хотя все крупные литургические предметы и вышиваются соборно, но все — равно процесс шитья получается очень длительным. И в этом случае настоятель храма и вышивальщицы совместно определяют дальнейший путь развития мастерской: вышивать при помощи компьютерного аппарата быстро и недорого, или же идти по пути более сложному: неспешного и дорогостоящего ручного шитья.


 

Использованные источники:



[i] И.Б.Кузьмина. «Роль и проблемы современного церковного шитья при воссоздании древнерусских храмов» http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/kuzmina.php#_ftn21

[ii] О.В.Стародубцев. «Русское лицевое шитье: история и современность» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/985.htm

[iii] О.В. Стародубцев. Указанное сочинение.

[iv] О.В. Стародубцев. Указанное сочинение.

[v] И.Б.Кузьмина. Указанное сочинение.

Комментирование запрещено