КОЛМОВО

Мы настолько привыкаем к тому, что нас окружает, что часто не задумываемся, откуда происходят наши имена и названия тех мест, где мы проживаем.

Колмово – это живописная местность на левом берегу реки Волхов, название которой упоминается в летописях с 14 века. «Колмово» — топоним финского происхождения. Когда-то земли, где мы теперь живем, заселяли угро-финские племена. Слово «Ильмень», например, означает «озеро, делающее погоду», «Мста» — «черная».

В древнерусском языке есть слово «коломище» — могильник. И.И.Срезневский в «Словаре древнерусского языка» отмечает «коломище» в значении «могилище, место могил». В грамоте новгородского Архиепископа Макария в Вотскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов 1534 года говорится: «Мертвых, деи, своих они кладут в селах по курганам и по коломищем…, а к церквам, деи, на погосты». И.И. Срезневский предполагает, что слово «коломище» произошло от финского слова kalma – «могила». Кроме того, kolme по-фински означает «три».   

В.П. Строгова проследила судьбу слова «коломище» в современных новгородских говорах и обнаружила два значения: 1) холмистое, гористое место (Валдайский, Мошенской районы), 2) глубокое место в реке (Поддорский район). Оба значения есть в индоевропейском слове «коло»  («двигаться, вращаться») и в старославянском «коло» (колесо) – они сохраняются в словах «коловорот» (водоворот) и «холм» (насыпная возвышенность).

Можно предположить, что когда-то на этих местах были древние погребения. Поскольку наши предки были язычниками, они поклонялись солнцу и создавали сопки, которые символизировали модель мира и состояли из трех ярусов: подземный мир, ствол мирового древа и рай. В рай, по их представлениям, можно было попасть только благодаря очистительному жертвенному огню – поэтому все тела умерших сжигали. Или по воде подземной реки, поэтому кости иногда омывали в воде. Не удивительно, что сопки появлялись на берегу рек.

Первое упоминание Колмово встречается в Новгородской летописи под 1386 годом.  Во время конфликта с великим князем Дмитрием Донским новгородцы в целях обороны решили сжечь пригородные церкви и монастыри, чтобы в них нельзя было укрыться. Среди сожженных храмов упоминается церковь святого Михаила на Колмове. В.Л. Янин предполагает, что монастыря тогда еще в Колмово не было.

                                                                                                                Елена Гаричева

 

Комментирование запрещено