Дивеево. Зарисовки.

Если описывать полностью это путешествие,

то получится небольшая книга,

но я не писатель и поэтому ограничусь

только самыми яркими эпизодами.

 

 

Гостиница.

Это было в 2008 году, летом. Из-за некоторых заминок в дороге приехали мы в Дивеево в начале первого ночи. Несмотря на поздний час, по улицам Дивеева разъезжали машины, ходили прохожие. В интернете, перед поездкой, я прочел, что для паломников в Дивееве есть гостиница, о существовании других гостиниц я не знал. Спросив адрес у прохожих, поехал туда. К великому сожалению гостиница была переполнена. Мест не было. Поэтому мы решили переночевать в машине возле монастыря. Остановились у ограды монастыря и собрались ложиться спать, но тут с другой стороны ограды подошел мужчина, оказалось это охранник. Он попросил найти другое место для нашей стоянки. В процессе переговоров выяснилось, что на территории монастыря есть гостиница. Таким, можно сказать чудесным, образом мы устроились в отличную гостиницу на территории монастыря.

Гром.

Когда я, еще дома, по интернету читал о монастыре, в одном из сообщений женщина писала, что во время литургии в храме явно были слышны раскаты грома. Я еще подумал: «чего только не напишут». Каково же было мое удивление, когда мы были на литургии, и я услышал одиночный раскат грома. Грешным делом я подумал, что из-за стечения звуков мне показалось, что это был гром, так как и до литургии и после литургии небо было голубое и светило солнце. На следующий день, когда мы шли на литургию, навстречу нам шла монахиня. Поравнявшись с нами, монахиня предложила моей дочери поработать во славу Божью. Так и сделали. И вот, во время литургии был такой мощный одиночный раскат грома, что некоторые прихожане даже немного присели. После литургии дочь рассказала, что она, по предложению монахини работала на грядке, которая находится недалеко от храма, и видела очень близко что-то очень похожее на электрический разряд и в ту же секунду раздался мощный удар грома. Не знаю, может это совпадение, но велик Господь, слава Богу во веки!

Крестное знамение.

Если быть до конца честным, то я никогда не задумывался и не следил за собой: правильно ли я налагаю на себя крестное знамение. Когда я первый раз вошел в храм и начал зажигать свечи и прикладываться к иконам, ко мне подошла монахиня, и сказала, что крестное знамение должно быть полное, ведь это святыня. Также потом и священник сказал, что если верующий неправильно крестится, то это ему вменяется в осуждение. Кстати, об этом я читал в законе Божьем (там же и показано, как надо налагать крестное знамение).

Божий угодник Серафим.

Надо отдать должное, когда мы были в Дивееве, стояла жаркая солнечная погода, было много паломников, ни в одном монастыре я столько паломников не видел. Так вот, жара, духота и множество людей, особенно, когда служба окончена, создают атмосферу гигантского улья: все гудит, куда-то движется, а тут еще по окончанию вечерней службы храм закрывают на уборку. А я еще стою в очереди, чтобы приложиться к раке Угодника Божьего Серафима, и очередь большая. В общем, словами этого не передать, какое-то смятение, в голове: «не успею». Но вот, когда уже казалось всё, пришел священник и сказал, что сегодня откроют боковую дверь, возле раки, чтобы все могли приложиться к святым мощам сегодня, сколько бы не понадобилось для этого времени. Верующие вели себя очень достойно. Все, без суеты, уступая друг другу дорогу, вышли из храма и образовали вдоль стены очередь. Может быть, потому что на улице была приятная прохлада, или от того, что все были очень внимательны друг к другу, может от того, что стало понятно «успею», смятение ушло, сошла такая благодать, которую редко испытываешь. Вспомнились слова пророка: «не в громе и молнии был Бог, а в легком дуновении ветерка». Преподобный отче Серафиме, моли бога о нас. Боже, спасибо Тебе за все Твои милости!

Канавка.

Все знают великую святыню Дивеева – канавку. Канавка проложена там, где Сама Божья Матерь прошла. Также  все знают, что когда проходишь по канавке, нужно 150 раз прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся!…». Когда проходишь первую половину канавки, сначала видишь только железную дорожку и канавку, а в голове одно — читаешь молитву и боишься, успеешь ли прочитать 150 молитв и не сбиться со счета. К середине пути понимаешь, что молитвы прочитать успеешь и еще останется время, поэтому молитву читаешь более благоговейно, да к тому же перед взором показываются храмы монастыря. Удивительное дело, когда идешь по канавке и смотришь на монастырь, храмы, колокольню они меняются местами, то на первый план выходит один храм, то другой и во истину правда когда говорил преподобный Серафим «тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Да, еще вечером мы видели, как колона верующих во главе с хоругвями, духовенством и монахами, с молебнами и чтением молитв шла по канавке. Этого забыть невозможно. Когда «голова» колоны сходила с канавки, «хвост» только входил на канавку.

Обед.

После литургии, выходя из храма, мы обратили внимание, что подавляющая часть людей, бывших в храме, колонной  куда-то направилась. Пошли за ними и мы. Оказалось, что рядом с храмом устроена импровизированная бесплатная столовая. В этой столовой на обед было на первое пустой суп с хлебом и зеленым луком, на второе  густая гороховая каша и чай. Удивительная вещь, очень простая пища, но более вкусного обеда я не ел ни до того ни после.

Святой источник.

Святой источник Серафима Саровского находится довольно далеко от монастыря, наверно более десяти километров. Перед источником рынок, как всегда на таком рынке продают все, что угодно, конечно в первую очередь пятилитровые бутылки для  воды. На этом рынке продают также и простые холщевые женские рубашки для окунания в источнике. Простая вещь, но сделана с любовью и молитвой. Если будете в тех местах — купите, не пожалеете. Между рынком и Святым источником большая заасфальтированная автостоянка. На источнике устроено несколько домиков для переодевания, а также несколько домиков для окунания. Площадка довольно-таки большая, но людей еще больше. Несмотря на тесноту, все чинно и благородно. Люди приветливые, доброжелательные и все счастливые. Кто набирает воду, кто окунается. Поэтому благодать и чувство счастья не покидает Вас еще долгое время.

Слава Богу, за то, что сподобил увидеть и почувствовать несказанную благодать!

Прихожанин.

Комментирование запрещено